Ремонт аккумуляторов 18650 после перегрузки

Есть такие замечательные аккумуляторы как 18650 (26650, 16340, 14500 и др.), которые представляют из себя литий-ионные банки напряжением 3,7В и средним током разряда 2-3 ампера (для 18650). Эти аккумуляторы нашли широкое применение в «хороших» «китайских» фонариках, которые способны осветить пол улицы в ночи и в других портативных устройствах. Я же их с успехом применяю в робототехники и много где ещё, из-за их удобного напряжения и хорошей токоотдачи. Часто их можно встретить в аккумуляторах ноутбуках, но речь пойдёт не о них, а их братьев с магазинной полки (точнее Интернет магазинной), которые снабжены защитой от переразряда.

4 банки, две рабочие, две разобраны

4 банки, две рабочие, две разобраны

А лечить их будем после того, как они отказались работать после перенесенной перегрузи.

Перегруз же в свою очередь случился после того, как мы попытались запитать гораздо более прожорливое оборудование, чем может потянуть аккумулятор. Причём при слабой перегрузки аккумулятор блокируется и для продолжения работы его достаточно вынуть из прибора и вернуть обратно. Но при жёсткой перегрузки драйвер может заблокироваться навсегда, что и произошло с двумя подопытными, а именно один мой знакомый попытался от них запитать радиоуправляемый вертолёт длиной в полметра. Скорее всего, драйвер, который ограничивает напряжение разряда и заряда, просто, не выдержал и сгорел.

Лечение простое, снимаем красивую обёртку с аккумулятора и или заменяем драйвер, или выкидываем его.

Li-ion банки с драйверами и без, для сравнения

Li-ion банки с драйверами и без, для сравнения

Конечно, после удаления защиты с аккумуляторами уже нужно будет обращаться более осторожно, т.к. больше ничто не спасёт их от губительных подарков судьбы, что им уготовала жизнь и их владелец. Так же напомню, что литиевые батареи пожаровзрывоопасны при неправильной их эксплуатации.

Еще небольшим бонусом от такой операции будет уменьшение длины банки на пару миллиметров.

6 комментариев »

Alex_EXE | 11.06.2013 | Питание |

6 комментариев на « Ремонт аккумуляторов 18650 после перегрузки»

  1. Иван пишет 14.06.2013 в 00:30 #

    Жестокий ремонт! — выкинуть драйвер. без защиты по переразряду после нескольких переразрядок аккумулятора — можно будет выбрасывать и сам аккумулятор т.к. литий очень не любит перерязряд.

  2. Alex_EXE пишет 14.06.2013 в 14:06 #

    Плата за беспечность.
    + не вижу смысла заморачиваться с ремонтом этого драйвера, т.к. аккумулятор стоит 4-6$.
    И нужно бережнее относится к аккумуляторам, самому не допускать переразряда.
    Для тех, кому интересно, что за драйверы были — могу выложить ихние детальное фото.

  3. Роман пишет 16.08.2013 в 11:35 #

    Вот бы найти в продаже эти драйверы и прикрутить их к аккумуляторам из батареи ноутбука 🙂

  4. HDR пишет 20.03.2015 в 20:08 #

    Пользуюсь 18650 вообще без драйверов (они дешевле), полет нормальный, просто зарядку процессорную надо юзать, необязательно imax, абы не китайца на рассыпухе за 2 доллара, этот перезаряжает.

  5. Евгений пишет 15.04.2015 в 07:59 #

    Вообще то такие пациенты «оживают» после кратковременной подачи на них питания от 3 аккумуляторов типоразмера АА 🙂 (3,6 в )
    потом вставляем в зарядку и дальше как обычно

  6. ALEX111111 пишет 30.08.2019 в 22:50 #

    Если тема восстановления и зарядки аккумуляторов ещё актуальна, предлагаю схему простого устройства для восстановления аккумуляторных батарей и отдельных аккумуляторов. Результативность: например, с помощью такой схемы за ночь был восстановлен абсолютно дохлый автомобильный аккумулятор, не поддающийся зарядке стандартным зарядным устройством. Время восстановления – 10 часов, ток – 0,15 А. После данной процедуры машина утром завелась, но аккумулятор был все-таки дозаряжен до полной ёмкости зарядным устройством (промышленного изготовления). Таким же самодельным устройством была продлена жизнь множеству аккумуляторов от телефонов и планшетов. Детали: трансформатор с током вторичной обмотки до 1 А и выходным напряжением до 15-20 В, переменный резистор – проволочный [использован ППБ-15Г] сопротивлением 0,3 – 1,5 кОм, диод – любой выпрямительный на ток 1-1,5 А, конденсатор 10…22 мкФ на 16…50 В. Так как на данном сайте невозможно к тексту приложить фото схемы, поэтому попробую объяснить на словах. Один вывод вторичной обмотки трансформатора будет минусовым и присоединяется к минусу восстанавливаемого (заряжаемого) аккумулятора. Параллельно вторичной обмотке трансформатора припаивается переменный проволочный резистор мощностью не менее 15 Вт, движок которого припаивается к аноду диода и минусу конденсатора. Катод диода и плюс конденсатора спаиваются вместе – это будет плюсовой выход. Для индикации зарядки и защиты от случайного короткого замыкания между выходом плюса и минуса, в разрыв данного плюсового провода неплохо подключить лампу (12 В, 1-2 А). Также для контроля тока последовательно с лампой можно включить стрелочный амперметр (на ток до 1 А, с соблюдением полярности). Единственный недостаток устройства – нет защиты от перезарядки аккумулятора, поэтому требуется постоянный контроль зарядного тока и времени зарядки.

    Перезарядка или случайное замыкание аккумулятора может привести к его нагреву и порче. Если в аккумулятор встроена защита, она может отключить аккумулятор, в результате чего он не будет выдавать напряжение и заряжаться. Сразу оговорюсь, что не беру ответственность за последствия ваших действий с аккумулятором, поскольку вскрытие его не предусмотрено никакими инструкциями. Для начала – определить остаточное напряжение и, если оно есть (хотя бы 0,05 В), попробовать зарядить аккумулятор зарядно-восстановительным устройством. Если это не помогает, есть немного варварский способ восстановления аккумулятора типоразмера 18650 с внутренней защитой (от ноутбуков). Сначала – надеть защитные очки (неплохо также иметь респиратор). Положить аккумулятор на горизонтальную поверхность. С помощью острого скальпеля и небольшого молотка аккуратно вскрыть плюсовой контакт аккумулятора по линии отверстий (на 2/3 окружности) [перпендикулярно оси аккумулятора]. Отогнуть плюсовой контакт плоской отвёрткой, подложив кусочек текстолита, чтобы не замкнуть на минус. Закрепить аккумулятор через картон в тисках. Подключить вольтметр. Тупым закруглённым хвостовиком сверла (без острых граней, толщиной не менее 5 мм) осторожно вдавливать мембрану под плюсовым контактом внутрь для разблокировки внутренней защиты. При появлении напряжения – прекратить давление на мембрану и подключить нагрузку (лампу на 12 В и 0,5А). Если аккумулятор держит нагрузку, и напряжение не ниже 2 В, – заряжаем аккумулятор. Если после зарядки всё нормально, – возвращаем плюсовой контакт на место. Если аккумулятор не держит нагрузку, и напряжение падает до нуля, пробуем ещё немного осторожно прогнуть мембрану вниз. Можно также повторно подключить аккумулятор к зарядно-восстановительному устройству. Если даже это не помогает, – аккумулятор однозначно на выброс. Подобным способом восстановлено порядка 20 аккумуляторов 18650 (используются в старых настенных и настольных электромеханических часах, которые не хотят ходить от 1,5 В).

Комментарии RSS

Оставьте отзыв