Технология изготовления печатных плат на лазерном принтере (ЛУТ)

С появлением лазерных принтеров изготовление печатных плат, а именно нанесение рисунка платы на текстолит, стало удовольствием. Для этого просто нужно на компьютере изготовить рисунок печатной платы, инвертировав его, распечатать на глянцевую бумагу, затем с помощью утюга перенести на плату.

На многих сайтах и многие люди советуют использовать дорогостоящую термобумагу, но я думаю это излишки. Для печати достаточно почти любого аккуратного листа глянцевой бумаги: я использую разноцветные глянцевые рекламные листы салонов сотовой связи формата А4, один мой друг поступает ещё проще, а именно берёт листы из глянцевых журналов, предварительно выровняв их стороны.

С помощью любой программы для рисования чертежа платы (н.п. P-CAD, Sprint-Layout, можно использовать и графические файлы, но главное чтобы они были чёткими), устанавливаем максимальный расход тонера и распечатываем на бумагу. Чертёж платы лучше выполнить в чёрном цвете, т.к. он использует наибольшее количество тонера. Ещё одна часто случающаяся ошибка при распечатывание – когда забывают инвертировать рисунок платы: после распечатки дорожки платы на бумаги выглядит хорошо, как из источника, но после перенесения его на текстолит рисунок получается инвертированным и с такой платой уже будет трудно работать, хотя пока она ещё не вытравлена рисунок можно исправить.

Когда готов рисунок платы следует подготовить текстолит. Его следует вырезать с запасом 1-2 миллиметра на тот случай, если плата и рисунок немного разъедутся. Затем зашкуриваем будущую плату до блеска, зашкуривать надо непосредственно перед нанесением на него рисунка, иначе на нем снова образуется оксидная плёнка, которая будет мешать. Вырезаем рисунок контактных площадок с запасом около 3 см. Аккуратно совмещаем рисунок с текстолитом и фиксируем с помощью маленьких отрезков скотча

Теперь подготовим место: возьмём толстую, ровную газету или какой-нибудь справочник положим на него один листа чистого A4, на него бумагой вверх аккуратно положим наш «бутерброд» из платы и листа глянцевой бумаги, сверху накроем двумя листами А4 (можно и одним сверху, но есть риск повредить её, а затем и глянцевую бумагу какими-нибудь крупинками).

Хорошо разогретым утюгом – аккуратно будем гладить бумагу в том месте, где расположилась наша плата: медленно, не делая резких движений, тщательно проглаживаем в течение около 3-х минут, главное чтобы плата и рисунок не съехали, поэтому эту конструкцию лучше не двигать. Как прогладилась плата можно судить по потемнению листа А4, по которому мы глади.

Подождём, пока плата остынет, удалим излишки глянцевой бумаги по краям. Затем следует опустить наш «бутерброд» в емкость с водой на 5 минут или промыть под струей воды. Потом аккуратно, чтобы не повредить отпечатанный на плате рисунок, отдерём бумагу от текстолита. Остатки аккуратно уберём подушечками пальцев. Некоторые предлагают различные губки, но я ими ни разу не пользовался.

После чего можно приступать к травлению платы.

Тонер легко снимается шкуркой.

21 комментарий »

Alex_EXE | 22.07.2009 | Технология | 16 263 просмотров

21 комментарий на « Технология изготовления печатных плат на лазерном принтере (ЛУТ)»

  1. Alex пишет 13.11.2010 в 03:04 #

    Я экспериментировал с разными видами бумаги. Но лучший результат дала фотобумага, причем можно брать даже проявленую. Я пробовал старую черно-белую. Суть в том, что поверхность — желатин, который очень хорошо растворяется в воде. Поэтому при смывании не повреждается рисунок.

  2. Alex_EXE пишет 20.11.2010 в 21:12 #

    Да у фотобумаги качество получше, чем у прайсов выходит, что имеет значения для схем с маленькими дорожками и большой плотностью, для простых плат прайсов вполне хватает. Недавно на глянцевую LOMOND 230г/м3 10х15 перешёл.
    Когда материал накопиться или статью обновлю, или новую размещу.

  3. Alex_EXE пишет 20.01.2011 в 21:10 #

  4. Vlad пишет 24.08.2011 в 16:16 #

    Спасибо за статью. А можно дурацкий вопрос? Есть рисунок печатной платы в журнале. Как его правильно довести до печати на глянце?

  5. Alex_EXE пишет 24.08.2011 в 20:48 #

    Сейчас в журналах приводят ссылки на печатки, если нет – то надёжнее всего вручную перерисовать. Можно отсканить и потом в какой-нить программе довести до ума или обвести, но в этом случае не забывайте про масштаб, небольшое отклонение и всё испорчено будет.

  6. Владимир пишет 24.08.2011 в 22:59 #

    Извините что вмешиваюсь, прога Layout 5.0 в ней всё есть. Рисунок платы в журнале сканируете или просто снимаете любым фотоаппаратом, обрезать изображение по размеру платы,сохранить в формате *.BMP. Вставить в прогу как шаблон, подогнать тут же масштаб и наконец инструментами программы обвести и напечатать.

  7. Владимир пишет 24.08.2011 в 23:07 #

    Сам использую бумагу из журнала oriflem закреплёную на лист А4.
    Результат всегда отличный.

  8. Alex_EXE пишет 26.08.2011 в 00:11 #

    Да нет, не вмешиваетесь, с дельной информацией всегда пожалуйста.

  9. Vlad пишет 31.08.2011 в 04:53 #

    *BMP? Надо попробовать. JPG и GIF Layout не признала.

  10. Юрий пишет 27.09.2011 в 16:29 #

    За формат BMP-спасибо,вовремя подсказали.

  11. Юрий пишет 27.09.2011 в 16:30 #

    Сам использую мелованную бумагу,тоже результат отличный.

  12. Марк пишет 05.12.2011 в 22:04 #

    По поводу фотобумаги: Если переносить рисунок с фотобумаги, то сталкиваешься с проблемой: после опускания в воду фотобумага, вбирая в себя воду, начинает увеличиваться в размерах, а это приводит к её взбугриванию и, соответственно, отрыву дорожек! Лично я для этого предварительно (уже после печати) размачиваю фотобумагу в воде, прислоняю её к плате и аккуратными движениями подушечек пальцев начинаю скатывать бумагу в комочки до тех пор, пока не начнут проявляться дорожки.
    Однако есть одна проблема — тонер таким образом почему-то трескается во многих местах и после травки оказывается, что все дорожки протравлены в местах ломаного тонера! Плата неработоспособна!
    Что посоветуете?
    Обязательно ли зашкуривать плату? Как пристаёт тонер без зашкуривания?
    И ещё… Где-то в интернете читал про то, что один парень придумал натирать бумагу мылом, мотивируя это тем, что тонер слабее к ней пристаёт. Однако в отзывах писали, что это вредно для принтера. Что вы об этом думаете?

  13. Alex_EXE пишет 05.12.2011 в 23:16 #

    Последнее время платы в воде не отмачиваю, а жду пока она остынет до определённой температуры (определяю на глаз и чтоб перестала сильно обжигаться) и аккуратно сдираю фотобумагу, получается хорошо.
    На счёт зашкурки: всегда шкурю, точнее, сейчас уже полирую дремелем, щеточкой с металлической щетиной. Кто-то справляется ацетоном. Если текстолит не сильно окислился и дорожки широкие, то может хватить одного обезжиривания, плата только может выйти не очень аккуратной, за результат не ручаюсь.
    На счёт натирания бумаги мылом – принтер действительно жалко.
    Нужно будет статью дополнить.

  14. Виталий пишет 14.02.2012 в 19:11 #

    Инвертирование — зазеркаливание?
    А ещё в копилку программ Fritzing и KiCAD.

  15. Виталий пишет 14.02.2012 в 19:12 #

    А и утюг с отпариванием подойдёт? 🙂

  16. Alex_EXE пишет 14.02.2012 в 20:49 #

    Инвертирование — зазеркаливание? — да
    А и утюг с отпариванием подойдёт? — нежелательно, бумага может размокнуть и или сместиться, или вообще отойти с тонером.

  17. Александр пишет 11.04.2012 в 18:51 #

    По поводу «зашкуривания». Не рекомендую.
    Я уже давно так не делаю.
    Плату хорошо обезжириваю растворителем и нашатырным спиртом.
    Потом бросаю в хлорное железо. Без рисунка! На пару минут, до получения ровной матовой поверхности. Плату хорошо промываю водой, сушу. Нагреваю саму плату на утюге, накладываю рисунок, приглаживаю утюгом через газету. А вот верхнюю сторону бумаги после этого зашкуриваю — отмокает гораздо лучше.

  18. Alex_EXE пишет 17.04.2012 в 10:25 #

    Химия конечно хороший результат даёт, но ацетон, растворители, нашатырка уж больно сильно пахнут и небезопасны для дыхания, тем более в закрытом помещение.
    Зашкуривание обычными мелкими шкурками допустимо при первых опытах с травлением и если дорожки не меньше 0,6мм. Сейчас платы уже не шкурю, а полирую, дорожки до 0,3мм хорошо получаются, по идее можно и меньше. Фотобумагу отдираю без отмачивания с остывающей платы.

  19. bilol пишет 13.02.2014 в 00:17 #

    ребята я почитал всю вашу коменты , это всё на наверни ка. (получится …не получится)
    нада что та нового придумать, и решать эту проблему раз и навсегда.

  20. Alex_EXE пишет 13.02.2014 в 02:19 #

    В домашних условиях доступны 2 способа: ЛУТ — попроще и фоторезист — посложнее и поточнее, ручные способы опускаю. При умении и набитой руке двухсторонка ЛУТ’ом с дорожками и расстоянием меж ними под 0.25мм получается (под LGA и LQFN платы делаю, когда нужно), с фоторезистом точнее и проще её добиться, но технология сложнее и требует спец средст, которые в прочем достать не проблема.
    Кстати, эта статья немного устарела, полтора года назад написал, как теперь пользуюсь ЛУТ’ом.
    Еще можно платы гравировать — для тех у кого есть ЧПУ, но там могут быть проблемы с мелким шагом.
    Самый же простой способ с точки зрения трудозатрат и с самым высоким качеством — это заказ плат на производстве: у нас в городе 3 платки ~7×7см с пометкой «всё включено» обойдутся примерно в 2000-2500р; в китае десяток таких же обойдется под тысячу, сроки различаются в 1.5-2 раза с учетом доставки.
    Есть и другие способы, но их можно отнести к разряду экзотических и сложно реализуемых, работа над одним из которых ведется и у нас.

  21. георгий пишет 30.01.2015 в 07:34 #

    химия дорогая и возни много. кроме того фоторезист стареет
    для себя выработал такую технологию
    берём мелованную тонкую бумагу (раздатка в рекламок)
    наносим рисунок лазерником (печатаем с подложкой 80гр/м)
    рисунок с лазерника переносится на текстолит следующим образом
    в качестве демпфирующей прокладки используется 3-4 бум салфетки (отлично облегает и не раздавливает дорожки)
    на них ложится тонкая глянцевая бумага с рисунком платы сверху накладывается текстолит
    утюгом разогреваем именно текстолит
    далее прижимаем до остывания струбцинами
    бумага легко скатывается после 20сек вымачивания в уксусе

Комментарии RSS

Оставьте отзыв